Атрибуция стеатитового рельефа
В этой связи в книге рассматриваются византийские памятники искусства в Киеве, привезенные из Херсона в конце X в. Связи Руси и Византии становятся особенно тесными в XI/XII вв. Для этого времени устанавливается константинопольское происхождение большинства произведений византийского импорта. Атрибуция стеатитового рельефа как произведения византийской мелкой пластики XII-XIII вв. , украшенного «годуновской» серебряной оправой с жемчугом и камнями, позволила М. , украшенного «годуновской» серебряной оправой с жемчугом и камнями, позволила М. НПуцко-Бочкарсвой проследить пути памятника византийского искусства на Руси. Находки берестяных грамот породили новую отрасль науки — бе ре стологию. Среди новых находок — новгородских грамот ХП/ХШ вв. (есть упоминания «Гречина, т. с «грека», отождествляемого ВЛЯниным и А. АЗализняком с известным художником-иконописцем Олиссем Гречи ном Петровичем.
Византийский фон творчества Феофана Грека прослеживается в книге В. ДЛихачевой «Искусство Византии», вышедшей новым изданием. На Руси в XIV в известны греки- иконописцы Исайя, Гоитан, живописцы Архангельского и Успенского соборов в Московском Кремле. Реконструкция фресок церкви Георгия XII в. в Старой Ладоге позволяет БГВасильеву (32) определить, что их «объединяет прежде всего общая идея главных признаков стиля: его ориентация на традиции византийского искусства, в большей части уже воплощенные, но и забытые или частично еще встречавшиеся в древнерусской живописи».
Оценивая роль иноземных влияний на древнерусскую архитектуру, П. АРаппопорт отмечает неслучайный характер внешних проникновений в нее: он имеет логичное объяснение, подчиняясь определенным закономерностям.
Добавить комментарий